Пятница, 03.05.2024, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS

ЭЗДИ НАХ

Форма входа
Логин:
Пароль:
Библиотека
Поиск
Пользователи
Зарег. на сайте
Всего: 902
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 1
Проверенных: 5
Обычных пользователей: 894
Из них
Парней: 872
Девушек: 30

Национальная культура ингушей

"Чтобы лучше понять современное состояние ингушского общества, наиболее часто встречающиеся особенности его национального характера, необходимы знания о том, в каких условиях шло формирование его сознания, что является определяющим в нравственной культуре ингушей. Национальный характер - это представление народа о самом себе. Проявляется он в устном народном творчестве, в традициях и обычаях.

Стержень национального характера ингушей формировался под влиянием средневекового военного кодекса чести: уважения к мужественности и стойкости духа, отсутствия малодушия. На протяжении столетий ингушская культура утверждала свою жизнеспособность, несмотря на многочисленные испытания, выпадавшие на долю народа. «Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства; отсутствие наук, изящных искусств, роскоши, грубая нравственность - всё это действительно глубоко запечатлено в их сердцах», - писал И.Бларамберг в «Кавказской рукописи». Уже в домонгольский период истории ингуши достигли высокого уровня этнической консолидации. Это помогло сохранить этнокультурную самобытность и этническое самосознание. И уже в последующей истории народа ни условия крайнего малоземелья, ни попытки политического и духовного порабощения не смогли разрушить его культуру.

Осознанно создавало ингушское общество такую систему культурных ценностей, которая не приемлет наличностей, задавало определенный тон созидательной роли индивидов. В горах человек не мог позволить себе не считаться с нормами установленного порядка. В горах - вендетта. Никуда не девается добро и зло, действует их накопленная энергия. Негде спрятаться и некуда переселиться. Изгнанный из своей общности мог быть принят другой фамилией, но и через поколение за ним оставался статус принятого на поселение человека. Аккумулированная энергия мыслей и дел каждого человека эхом отдается через поколения в ингушском обществе и сегодня. Здесь каждый шаг человека на виду, поэтому здесь действуют такие правила поведения людей, которые учитывают особенности этого необычного их Космоса.

В генах ингушского народа записан выработанный тысячелетиями код взаимопомощи, терпимости, добра, совести, долга.

Не возникало в сознании горцев желания призвать на помощь других. С традициями ингушей несовместимы элементы нищенства, бродяжничества, попрошайничества, что отмечали многие ученые краеведы. Характер ментальности обуславливал готовность ингушей в любое время прийти на помощь тому, кто оказался в беде, не требуя вознаграждения. Элементы стоицизма прослеживаются в содержании культуры ингушей, в том, как требует она от каждого человека преодоления пассивности, превращает его в активного участника традиционных действий, не терпит созерцательности.

В дни и годы наибольших испытаний люди стихийно возвращаются к истокам традиций и обычаев, и в состоянии безысходности черпают в них чувства безопасности и организованности. На уровне подсознания заложены установки, которые заставляют в критической ситуации вести себя так, как в таких условиях умели вести себя их предки. Это независящее от времени действие генетических духовных сил народа. Примеры из истории двадцатого века в судьбе народа являются тому подтверждением. Природная оригинальность и мощь народного характера обеспечивают ему сохранение своеобразного национального лица. Этническая культура ингушей имеет отношение к самым разным культурным и конфессиональным традициям: языческой, христианской, малоазийской, евразийской, мусульманской. Это определило адаптивность ингушской культуры к инокультурам. Этнолог Лев Гумилёв пишет: «При полной инертности и вялости... когда уровень пассионарности приближается к нулю, теряется сопротивляемость окружению, этническому и природному, а это всегда - кратчайший путь к гибели».

Сила и мощь пассионарности народа, на мой взгляд, будет зависеть от сохранения национальных ценностей культуры, которая имеет колоссальную глубину, призывающую к жизни достойной в любых ситуациях.

У каждого народа есть свой особый духовный внутренний мир, отражающий его социальные, географические, этнические, языковые и другие особенности.... Чем лучше психологическое здоровье народа, тем сильнее он духом.

Изучение древних пластов культуры позволяет многое объяснить в современной жизни народа и его реакциях на те или иные социокультурные преобразования. Не утерял народ ингушский своих основополагающих принципов этнической культуры, а, следовательно, в состоянии понять, и знает о необходимости единства всех слоев общества, независимо от интересов и взглядов, как гаранта стабильности. Только единство и солидарность могли обеспечить ингушам историческое выживание как этноса в сложнейших катаклизмах их исторической судьбы. Общественная жизнь подтягивала индивидуальное, призывала к жизни достойной, чтобы иметь признание этим обществом, выработавшем требования к укреплению духа, гордости и достоинства. Стремление к постоянному единству было главной идеей, сохранявшей народ, без которого эта социальная общность не мыслила свое существование. «Адамий барт кхерийла чIоагIагIа ба» (Единство народа крепче камня), - говорят в народе. Предостережением служат слова: «Барт бехачадезалах вай лорадолда» (Сохрани нас от не знающих согласия потомков). Эти слова актуальны всегда. Только в условиях единства становится возможным сохранение «национального лица», круговращение созидательной мысли (подобнокровообращению в человеческом теле).

Показателем жизнеутверждающего начала и здоровой психики является то, что пройдя через многие лишения, унижения, ингушский народ через свою этническую культуру проводит мысль: «не озлобиться». «Денал доласаг къахетамегIа ва, зовзасаг къиза ва» (Мужественный человек благороден и жалостлив, трусливый жесток) - такова философия жизни народа, призывающая быть всегда выше обстоятельств. Это является смыслом, сохраняющим человеческое в человеке.

В прошлом каждый старался быть образцом в знании обычаев, поведении, умении сказать слово, встретить и проводить гостя. Не приходилось задумываться над тем, что является основным в жизнедеятельности. Требования установленного порядка действовали во всём. Благопристойные характеристики в адрес человека одновременно адресовались и семье, и фамилии. Поэтому в прошлом сильнее, но и сегодня имеет место, когда в качестве предупреждения и напутствия звучат пожелания: «Тха юхь ма йога елахь», т.е. «сохрани наше лицо». Аналогичные представления встречаются в китайской, японской культурах.

В некоторой степени ушли в небытие времена, когда за поступки человека отвечала фамилия, но с семьи не снимается ответственность за нравственные поступки ее членов.

Следование всем требованиям национальной культуры столь значительно, что человека характеризуют «эздий саг», т.е. благородный человек. Эту же характеристику могут заменить словами: «гIалгIа ва» (букв. ингуш он, «саг ва» (человек), т.е. "человек", «ингуш», «благородный человек) понимаются как равносильные понятия. Аналогичные явления встречаются и в культуре народов Северного Кавказа и мира в целом. Так у адыгов понятие «адыгаге» понимается как «человечный», что «означает высоконравственный человек, следующий требованиям адыгского этикета». И если хотят пристыдить человека, то обращаются к нарушителю адыгейского этикета: «Разве ты не адыг», т.е. здесь обращение переводится так: «Разве ты не человек?». Быть человеком - главное требование, объединяющее народ независимо от национальности и вероисповедания.

Мудрость народа гласит: «Къонах воацачун ди дац, ди доацачун дош дац, дош доацара саг вац»

«Не мужчина не имеет силы духа, если нет силы духа, то нет слова, не имеющий слова не человек»

«Дешада хила ди деце, дош ма ле» (Не давай слова, если нет духа его сдержать), - считают ингуши. «Если нет силы духа, сдержать слово не давай слова» Через призму достоинства понимается верность данному слову. Ответственность, верность слову, как безусловность, не бывают напоказ, эти черты сокровенны. «Ший деша да ва из», - говорят в народе, что в переводе означает «Он хозяин своего слова»., в значении «надежный», «человек чести». Для человека благовоспитанного общественное мнение является «пружиной чести». Не показное, а внутренне высокое чувство светскости придавали особый лоск поведению. Ингушское общество можно назвать во многом патриархальным. Слово «патриархальность» понимается как добрые взаимоотношения между людьми. Уважительное отношение к родителям и забота о них является святым долгом. Все члены семьи - сыновья, дочери, снохи, внуки с почтительностью относятся к старикам. «Боккхинахчу бола цьа - дIахи цIада», т.е. дом, в котором есть старики - богатый дом.

Уважение к старшим людям проявляется, прежде всего, в том, что самые значительные вопросы в жизни семьи, общества ингуши не решают без их непосредственного участия. Общество, считаясь с самой старшей по возрасту социальной общностью, активизируя их социальную роль, тем самым способствует их комфортному чувствованию в обществе, содействует долголетию.

Во взаимоотношениях ингуши стараются избегать острых конфликтов, неприятных сцен, шумных споров, да и резких слов. С детства они обучены тому, что нельзя оскорбить, унизить человека, умалить его в собственных глазах. Изучавший нравы народов Кавказа в 1830-32 гг. исследователь И. Бларамберг писал: «Ингуши считают оскорбление, словом самым чувствительным из оскорблений...». Они знают цену уместному, обдуманному слову, не употребляют оскорбительных и непристойных выражений.

У ингушей традиционно сильно развито чувство собственного достоинства, аристократической гордости, переходящих порой в самовлюбленность. В устном народном творчестве народа находит отражение национальная особенность характера, которая призывает человека не возгордиться во время успехов, и не быть пессимистом во время беды: «Дикадеча сонта ма вала, во дечавоха ма воха», т.е. «В богатстве - не возгордись, в бедности - не тушуйся». Чувство собственного достоинства - это взвешивание себя в самых различных обстоятельствах. Это абсолютно не показное чувство, и оно не имеет никакого отношения к гордости и горделивости. Это чувство вызвано повышенным требованием человека к самому себе. Он не может позволить себе быть сторонним наблюдателем, отгораживаясь от общества. Человек должен уметь сохранять такие качества, которые будут помогать сохранять способность критически оценивать каждый свой шаг и трезво смотреть на совершаемые им действия. Это поможет ему избежать самости и гордыни.

В ингушском обществе поражает в высшей степени уважительное отношение к «людям знания», к образованным людям. Ничто в человеке так не ценится, как его ум, его такт, которые являются критерием оценки человека. «Лоамаш сийрдадоах малхо, саг - хьаькъало» («Горы озаряет солнце, человека украшает ум»), - гласит народная мудрость. «Ум означает на народном языке не только познавательную способность, но и нравственные качества и даже их проявление - доброе поведение». Если человека характеризуют как хьаькъал дола саг (умный человек), то под этим имеют в виду знания, терпение, сдержанность. «Iалама саг оамал йолаш вецецунна Iилма дов», «если учёный человек не тактичен с людьми, обесценивается его ум», - говорят в народе. Мысли просвещенных людей должны гармонировать с народом, не отрываясь от него. Такие качества, как рассудительность, спокойствие, умение себя держать и контролировать, ценились и ингушами, и соседними народами. Человек, умеющий мыслить, анализировать, сохраняет равновесие духа в любых ситуациях жизни.

В сознании ингуша заложен некий идеальный образ себя, в стремлении к которому он поднимается в самосовершенствовании. Собственное несоответствие идеальному вызывает массу порицаний в его сознании. Внутренний мир человека сильнее влияет на его поведение, чем внешняя среда. Внешняя культура демонстрирует «внутреннюю дисциплину», дисциплина ума даёт умственное развитие, дисциплина воли и чувств облагораживает характер.

Ингуши большое значение придают родственным связям. Каждый ингуш - одно целое в близкой системе родственников, в нравственном ответе за взаимоотношения с соседями, он не замкнут в узком семейном кругу, и не видит необходимости, что-либо менять. В сознании ингуша отсутствует образ врага в лице соседа, который мог бы иметь какие либо негативные качества. Следовательно, в его сознании и не возникает готовности к самообороне относительно близкого соседа, которую можно было бы назвать борьбой добра со злом. Именно культура, создаваемая этносом, и есть та ценность, относительно которой человек измеряет все свои действия.

Национальная культура ингушей, подобно роднику, питает человека, формируя в нём черты характера, присущие его представителям. Культурные традиции сохраняют принятые в этнической среде нравственные устои и нормы поведения, чувство национального достоинства и долга по отношению к своему народу."


ВОТИликс
Окажите помощь!
Поэзия Души