Пятница, 03.05.2024, 10:58
Приветствую Вас Гость | RSS

ЭЗДИ НАХ

Форма входа
Логин:
Пароль:
Библиотека
Поиск
Пользователи
Зарег. на сайте
Всего: 902
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 2
Модераторов: 1
Проверенных: 5
Обычных пользователей: 894
Из них
Парней: 872
Девушек: 30

Главная » 2013 » Сентябрь » 7 » ОРЦХА КIАРЦХАЛ
13:12
ОРЦХА КIАРЦХАЛ
«Где когда-то великий предок Мальсаговых Орцха КIарцхал основал свою хижину в кабардинских лесах, теперь его достойный потомок Туган Мальсагов по¬селился в Назрани и своим примером зовет нас домой на историческую родину. Держись, Туган, ты не будешь там одинок среди недругов, мы все вернемся» (из письма Орцхо Мальсагова, написанного в 1956 году из Казахстана, когда Тугану Мальсагову угрожали вновь выселением в Казахстан).
Символично: подобно тому, что первооснователем Назрани был Орцха КIарцхал Мальсагов, первым, после чечено-ингушской трагедии 1944 года, вернулся в родные места, именно в Назрань, Туган Мальсагов (в 1955 году), когда здесь еще хозяйничали по воле Сталина и Берии осетины и район наш назывался Коста-Хетагуровским. Он сумел, используя дружественное отношение к себе русскоязычного населения, купить дом и прописаться вместе с семьей, незаметно для местных органов власти. Это была сногсшибательная сенсация не только для чеченцев и ингушей, но и для правоохранительных органов того же Коста-Хетагуровского района, которые всяческими угрозами, допросами старались выпроводить Тугана обратно в Казахстан. Момент был критический: на работу не принимали, ежедневно сотрудники МВД приходили во двор Т. Мальсагова с целью любой ценой выжить его за пределы республики.
Каждый раз выручали участники Великой Отечественной войны, с которыми Туган жил душа в душу. Очень трудно было одному человеку противостоять такому натиску, он вымотал все свои душевные силы, устал, порой отчаянье брало верх, и в этот критический период тревог и сомнений он получает такое письмо от О. Мальсагова. И Туган остался несмотря ни на что.
Своим пребыванием тогда в Назрани он подавал, как далекий свет ночного костра для заблудшего путника, надежду всем нам на то, что мы вернемся домой.
Историк XIX века Грабовский, предлагая читателю текст акта вхождения в состав России ингушей от 22 августа 1810 года, пишет: «Документ этот, не представляющий сомнения, как по важнейшему своему виду, так и по подлинной подписи генерала Дельпоцо, обязательно сообщен мне в подлиннике подполковником Сергеем Федоровичем Базоркиным, од¬ним из почетнейших представителей ингушского народа». В этом важном для нас историческом документе, запечатлевшем не только факт вхождения наших предков в состав России, значатся имена наших далеких предков, живших двести лет назад. В основном в этом акте речь идет о представителях шести родовых башенных крепостей Таргимской котловины: Эги-Кал, Таргим, Хамхи, Евле, Кхарт и Цикме-Бохова (Оздой). Там довольно внятно и разборчиво приведено 60 имен, по 10 от каждого рода.
В то сравнительно уже далекое время все эги-калинцы, представляющие теперь 18-20 отдельных родовых фамилий, таких, как Аушевы, Газдиевы, Ужаховы, Тангиевы, Ведзижевы, Богатыревы, Гамурзиевы, Дахкильговы, Джандиговы и т. д., относились к одному роду Эги.
По этой же аналогии выходцы из Таргима относились к роду Таргимхой. Орцха КIарцхал Мальсагов был представителем от рода Таргимхой, и подпись его в историческом акте стоит третьей после Добре и Цогал, но это не значит, что Орцха КIарцхал играл в этом важном историческом деле какую-то второстепенную роль.
Здесь, скорее всего, сработал наш кавказский этикет: первыми подписались старшие по возрасту, тем более что он в то время жил на плоскости и был заинтересован более других в этом деле. Народ в своих преданиях и легендах увековечил имя основателя Назрани: Орцха КIарцхал Мальсагов. Шестьдесят лучших представителей шести ингушских родов подписали исторический документ, но народ сохранил в памяти имя только одного КIарцхала не потому, что по тем временам был виднее и значимее других, нет. А потому, что всю свою жизнь он посвятил идее вхождения ингушей в со¬став России.
Еще до подписания акта добровольного вхождения в со¬став России шести ингушских фамилий, по обоюдной договоренности сторон, ингушские земли были взяты под защиту российских войск. Это видно из представления тогдашнего командующего войсками на Кавказе А. П. Тормасова: «Ингушевцы показывали себя всегда верными и усердными к российскому правительству». И по этой докладной для охраны ингушских жилищ была выделена военная команда. 14 июня 1810 года генерал С.А. Булгаков докладывал своему шефу генералу Тормасову, что для охранения ингушей в деревне Назрань выделено три орудия, 200 рядовых мушкетов и 150 казаков во главе с командиром отряда подполковником Фирсовым.
Этот сильный отряд с помощью ингушей и приступил к строительству укрепления с наружным рвом и бруствером. Так у первых двух ингушских сел Оарцха КIарцхала-Юрт и Овлура-Юрт было начато строительство Назрановской крепости.
У истоков всего этого стоял человек-легенда Орцха КIарцхал Мальсагов.
В письме Орцхо Мальсагова упоминаются «кабардинские леса». Да, именно кабардинские, так как Иван Грозный еще незадолго до этого, женившись на кабардинке, дал своим родственникам Бековичам-Черкасским мандат на право управлять туземным населением Северного Кавказа. Более чем 200 лет на этих землях жили кабардинцы. Поселиться на плоскости Орцха КIарцхал мог только договорившись с кабардинским князем, приняв, естественно, его условия.
Первый визит свой по этому поводу он нанес кабардинскому князю. Народная память не только хранит все подробности визита, но и красноречиво использует поступок КIарцхала как пример высшего этикета и культуры для подражания. Когда Орцха КIарцхал явился в княжескую усадьбу и представился как ингушский князь, его пригласили в княжеские хоромы. Но самого хозяина дома не было. Княжеская семья (жена и две дочери) начала сомневаться в подлинности княжеского звания гостя, так как одет он был скромно. Для проверки было предложено гостю два урока.
В комнату, где он находился, послали служанку подмести пол. Как только она начала подметать, он вышел из комнаты и не заходил туда, пока она не ушла, кончив свою работу.
Густая борода окаймляла мужественное лицо гостя, одет он был в простые одежды. Хозяйка дома задумала такую хитрость: подать гостю на стол мед без ложки и чурек в рас¬чете на то, что он медом и чуреком испачкает свою пышную бороду и тем самым разоблачит себя в том, что он простолюдин. Когда подали угощения, гость слегка мокнул пальцы в мед, пригладил усы и бороду вокруг рта, чтобы они ему не мешали. Стал отламывать от чурека небольшие кусочки, макал их в мед и отправлял в рот, не пачкая ни усов, ни бороды и даже не роняя ни одной капли меда на стол и на одежду. «Да, – сказала княгиня, – это настоящий князь». По приезде хозяина члены семьи наперебой рассказывали ему, какой интересный к ним пришел гость – настоящий князь. Соответствующий был устроен и прием гостю.
Княгиня подсказала Орцха КIарцхалу не дотрагиваться до еды, пока хозяин не удовлетворит его просьбу. КIарцхал просил у князя в аренду на определенный срок землю в лес¬ном урочище реки Назранки (Наьсар-хий). Просьба была удовлетворена. Стороны за определенную цену договорились об аренде земли на срок, пока не сгниет плетень, устроенный КIарцхалом.
Вернулся Орцха КIарцхал в Таргим радостный, окрыленный успехом и еще сильнее одержимый мечтой поселиться со своими людьми в урочище реки Назранки. Мало кто верил в успех задуманного КIарцхалом. Из всех таргимовцев ему удалось уговорить стать поселенцами 28 семей, способных пустить в ход семь плугов. По тем временам это 28 лошадок.
Жить на плоскости, конечно, хотели многие, но это было очень опасно. Грабители многочисленными шайками рыскали по всем плоскостным местам, захватывали скот, людей брали в плен и продавали в рабство. Чтобы отстоять себя, первым поселенцам тогда нужна была большая численность и мужество, чтобы быть готовыми в любую минуту сразиться на¬смерть с врагом. Риск был большой, и не всякий решался на такой смелый шаг.
Как бы то ни было, Орцха КIарцхал и его сподвижники поселились в начале 1800-х годов в том месте, где сейчас находится Назрановская крепость у слияния рек – Сунжи и Назранки. Заняв этот треугольник, двумя сторонами которого были крутые берега двух рек, третью обозначили глубоким рвом. Ограду дальновидный и мудрый КIарцхал устроил из саженцев белой акации. По тогдашним меркам это была своего рода неприступная крепость для отдельных банд грабителей.
Далеко по плоскости разнеслась весть о новых поселенцах, а это было на руку всяким грабителям и работорговцам. Они задумали захватить отважных поселенцев в плен и продать их в рабство на черном рынке.
Предания донесли до нас сведения о первом сражении поселенцев с грабителями. Орцха КIарцхал знал о намеченном нападении и заранее готовился дать отпор. В день ожидаемо¬го нападения на подступах к крепости в густых лесах была устроена засада. Все были предупреждены: начинать стрелять – после выстрела самого Орцха КIарцхала. Предводитель грабителей по имени Магома-Хаджи в чалме, на белом жеребце гарцевал впереди своей многочисленной шайки, за ним двигались воловьи арбы для перевозки будущей добычи. Первым выстрелом Орцха КIарцхал уложил Магома-Хаджу. Засада открыла шквальный огонь. В рядах грабителей возникла паника...
Сражение длилось трое суток. На тех арбах, вместо добычи, оставшиеся в живых грабители увезли трупы своих убитых.
30 лет спустя в письме военному министру генералу В.И. Чернышеву в июле 1842 года назрановские старейшины писали: «Живя более 30 лет в Российской империи с непокорными горцами, мы, несмотря ни на какие угрозы, нападения, остались верными присяге, однажды произнесенной». Далее отмечено, что назрановцы более чем в 18 сражениях бились насмерть, отстаивая интересы России. В письме отражен та¬кой факт: в 1812 году возмутитель спокойствия кабардинский князь Албахсит Мулдаров и уздень его Албахсит Абаев с войском до 30 тысяч воинов напали на ингушские земли, три раза намеревались напасть на Владикавказ, но были прогнаны назрановцами, которые при этом убили 80 и взяли в плен 60 человек из напавших, 80 лошадей. Был убит и сам князь со своим узденем, а скопище кабардинцев преследовали до реки Ассы.
Далее в письме говорится о еще одном крупном сражении с местными племенами, которым не давала покоя победа назрановцев над княжескими полчищами. Грабительские полчища в количестве до 30 тысяч человек вновь напали на назрановцев. «Бой продолжался три дня с упорным ожесточением, – указывается в письме. – Однако назрановцы, потеряв 38 человек убитыми, 99 ранеными, одержали верх, а неприятель увез убитых и раненых на 300 арбах».
Только в 1812 году ингушам пришлось биться в трех крупных сражениях, отстаивая свои земли и защищая интересы России. За этот год назрановцы потеряли убитыми 120 человек и ранеными – 150.
Старейшины пишут, что к этому времени (1842 год) 60 назрановцев удостоены чинов и награждены крестами, деньгами и медалями.
В письме к Чернышеву старейшины просят: «Чтобы за все бедствия, за все потери, претерпенные нами в продолжение 30 лет от беспрерывных войн с неприятелями, государь император воззрел на нашу бедность, чтобы за кровь, пролитую нами за эти годы, мы, назрановцы и карабулаки, оставшиеся верными, были на будущее время освобождены от платежа податей, в случае если таковые будут налагаться на нас или потомков наших. Чтобы занимаемую землю нами теперь правительство утвердило за нами и родом нашим на вечные вре¬мена ...». Перечисляется ряд других просьб, в том числе освобождение от воровских следов, возврат сосланных за мало¬важные дела и т.д.
Под этим прошением уже в 1842 году подписались старейшины шести ингушских поселений и один – карабулакского села, всего до 40 подписей, в их числе: Гойты Мальсагов, Инжебей Мальсагов, Чилик Мурзабеков, Джанхот Дзауров, Батыр Мурза Чириков, Усман Дудургов и карабулак Седи Даурбеков.
Среди них нет уже подписи Орцха КIарцхала Мальсагова. По всем данным, к этому времени он уже ушел в мир иной, но дело, начатое им, имело большой успех. В Назрановском урочище уже существовали и успешно защищались от врагов шесть населенных пунктов со своими старшинами, наделенными властью и полномочиями от Российской империи.
Конечно, это не те сёла, которые ныне существуют, им предшествовали стихийно возникшие хутора-поселения, из которых к 1860-м годам организуются административные населенные пункты.
Ко времени вхождения плоскостной Ингушетии в состав России – 1810 году в Назрановском урочище было уже два населенных пункта, не считая многочисленных поселений, которые возникли в Тарской долине давно. Это поселения Орцха КIарцхала и Овлура – Орцха-КIарцхала-Юрт и Овлур-Юрт. Оба они расположились в районе нынешнего села Крепости.
В Овлур-Юрте была сооружена боевая башня «вIов», развалины которой сохранялись до 1944 года. Прямых потомков Орцха КIарцхал не имеет, но зато потомки Овлура живут и здравствуют среди нас, достойнейшие и уважаемые люди. Один из них – прямой праправнук Овлура Магомед Саварбекович Мальсагов. Перечислять его достоинства нет надобности: его как высокопорядочного человека знает не только вся Ингушетия, но и почти весь Северный Кавказ.
Память народа хранит прекрасные предания о своем легендарном сыне Орцха КIарцхале Мальсагове. Так, в одном из них рассказывается, как он перехитрил кабардинского князя.
Землю КIарцхал арендовал, как уже упоминалось, с условием, что он ее освободит, когда сгниет плетень (ограда). Он посадил густо в ряд вокруг земельного участка белую акацию и, когда она начала интенсивно расти, ветви саженцев переплел так, что получилась живая ограда. На Кавказе плетень дряхлеет и ветшает через три года, как раз этот срок имел в виду кабардинский князь. Когда он явился обновлять договор, КIарцхал показал ограду из живых белых акаций: она была цела. Князь понял, что его перехитрили, и вызвал КIарцхала на спор.
В те времена на Кавказе существовал обычай: спорщики выставляли на поединок силачей и борцов, и чей борец победит, тот и выигрывал спор. Кабардинский князь выдвигал три вида состязания: борьбу, стрельбу в цель и скачки на лошадях. Время и место состязания было определено, и спорщики разъехались. КIарцхал переживал, советовался со своими людьми. Он был уверен, что без труда выиграет скачки и стрельбу (он был прекрасный наездник и стрелок), но где взять богатыря, который одолеет кабардинца. Ехать в горы искать там – не хватит времени, а среди сельчан нет таких, которые наверняка смогли бы вырвать победу у соперника.
Когда он поделился этими тревогами с односельчанами, один старец сказал: «Я знаю такого силача, только боюсь, что он не согласится бороться, а одолеть он одолеет любо¬го». Сельчане начали допытываться, кто он такой. И старик поведал о том, что его младшая сноха на днях доила корову, а трехгодовалый буйвол боднул ее в спину. Она его рукой отогнала раз, другой, но тот продолжал ее беспокоить. Тогда сноха схватила одной рукой буйвола за рог, а другой за заднюю ногу, подняла от земли и выбросила из загона. Довод для всех был убедительный, и решили всем миром просить ее выйти на поединок с княжеским богатырем.
Она согласилась. Когда в указанное время обе стороны встретились в условленном месте, КIарцхал легко выиграл скачки и стрельбу. После чего против кабардинского богаты¬ря была выставлена женщина. Тот возмутился: «Как же я буду бороться с женщиной?» – «Давай присядем на лужайку и договоримся, как нам бороться», – сказала она. Когда он сел, она приблизилась к нему и, слегка дотронувшись до его бедра, сказала: «Вставай, богатырь, если пришел бороться». Он же не смог встать, бедро было сломано от прикосновения руки силачки.
КIарцхал выиграл спор, и тогда всем миром назрановцы взмолились своему Богу, прося благополучия и процветания назрановскому народу, земле этой. И чтобы никто и никогда не отвоевал ее войной. Долго изливали свою просьбу люди КIарцхала Всевышнему, пока жертвенный белый бык с ритуальной повязкой на глазах не стал на колени. По тогдашнему поверью, это был признак, что Всевышний внял их просьбе.
В народе говорят, что с тех пор, с той самой историчес¬кой молитвы КIарцхала, никто войной не завоевывал назрановскую землю.
И верно, войной никто, а силой?
Да. Но ни война, ни сила не в состоянии разлучить назрановскую землю с назрановцами. Она с той молитвы КIарцхала срослась с душой самого народа на вечные времена.
В сказку, в легенду превратилась быль, забыты тысячи имен тех, кто рядом с легендарным КIарцхалом отстаивал интересы ингушского народа, интересы родной земли. Но не забыто имя Орцха КIарцхала, оно звучит в устах народа громче, чем сто и двести лет назад, и будет звучать, пока жив сам народ.
Полвека назад мне поведали о нем столетние седобородые старцы, мне тогда было семь лет, а теперь мой черед расска¬зывать другим, чтобы они знали и несли это имя как эстафе¬ту дальше.
Говорят, нет прямых потомков Орцха КIарцхала Мальсагова. Нет, есть потомки – мы все его потомки: он жизнь по¬святил своему народу. Так пусть и эта земля, и мы с вами, и наши потомки помнят и чтят своего легендарного предка Орцха КIарцхала. А фамилию Мальсагов седобородые старцы в своих рассказах о нем не упоминали: он давно принадлежит всему народу, всей Ингушетии, а не только отдельному роду.
Просмотров: 1132 | Добавил: ezdel | Рейтинг: 0.0/0
Окажите помощь!
Поэзия Души